Брянский Государственный Технический Университет

Кафедра "Подвижной состав железных дорог"

Кафедра «Подвижной состав железных дорог» образована в феврале 2012 г. после объединения двух кафедр – «Вагоны» и «Локомотивы».

До объединения кафедры «Вагоны» и «Локомотивы» имели богатую историю, т.к. были образованы вместе с созданием вуза.

22 декабря 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление об организации в г. Бежице ВТУЗа нового типа – Бежицкого машиностроительного института и уже с 10 января 1930 года в институте начались занятия студентов.

В 1931 году организована подготовка 28 техников по вагоностроению из числа специалистов завода «Красный Профинтерн» (ныне ЗАО УК «БМЗ»).

В 1932 году утвержден перечень специальностей, остродефицитных для страны, среди них «Вагоностроение» и в этом же году образована кафедра «Теория вагонов», просуществовавшая до 1952 года. В 1934 году образована кафедра «Технология вагоностроения», просуществовавшая также до 1952 года.

Основоположники специальности и кафедры - ведущие ученые нашей страны: член-корреспондент Украинской АН, д.т.н., проф. М.А. Короткевич, д.т.н., проф. Е.Д. Гриневский, заслуженные деятели науки и техники РФ, доктора технических наук, профессора М.Т. Мержанов и Е.Н. Никольский, д.т.н., проф. В.П. Лозбинев.

д.т.н., проф. М.А. Короткевич д.т.н., проф. Е.Д. Гриневский д.т.н., проф. М.Т. Мержанов д.т.н., проф. Е.Н. Никольский

В 1934 году образована кафедра «Специальные вагоны», просуществовавшая до 1941 года.

В 1952 году путем объединения кафедр «Теория вагонов» и «Технология вагоностроения» создана единая кафедра «Вагоностроение», которая в 1989 году переименована в кафедру «Вагоны».

Первый выпуск инженеров по специальности «Вагоностроение» состоялся в октябре 1935 года. До настоящего времени кафедра подготовила 2200 инженеров-механиков по вагоностроению.

С 1935 года на кафедре работает аспирантура, в которой подготовлено более 50 кандидатов технических наук. Среди выпускников кафедры 7 докторов технических наук, 6 лауреатов Государственных премий.

В пятидесятых годах на кафедре обучались студенты из Китая, Румынии, Болгарии, Венгрии.

С основания кафедры ею руководили ведущие ученые страны в области вагоностроения, в т.ч. имеющие мировую известность.

С 1932 по 1939 гг. кафедрой руководил доктор технических наук, профессор, член корреспондент Академии наук Украины Короткевич Михаил Алексеевич, являющийся автором более 35 научных трудов и подготовивший четырех кандидатов технических наук. После руководства кафедрой «Теория вагоностроения» являлся заведующим кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» головного института отрасли – МЭМИИТа (МИИТ, Москва).

В период с 1934 по 1959 гг. кафедрами «Технология Вагоностроения» и «Вагоностроение» руководил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Мержанов Мирон Тарасович, являющийся автором первого учебника для вузов «Производство вагонов» и монографии «Вагоностроение на заводах Америки». В период своей деятельности им опубликовано более 20 научных трудов и подготовлено три кандидата технических наук.

С 1959 по 1979 гг. кафедрой «Вагоностроение» руководил всемирно известный ученый в области строительной механики вагонов, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор Будапештского технического университета, профессор Никольский Евгений Николаевич. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, десятью медалями, среди которых «За отвагу» и «За трудовое отличие». Научные исследования посвящены разработке методов расчета несущих конструкций вагонов, методов строительной механики и теории упругости. Опубликовал более 100 научных работ, в том числе 10 книг. Подготовил 35 кандидатов технических наук, 3 докторов технических наук.

С 1979 по 1980 гг. кафедрой руководил Валеха Александр Семенович.

В период с 1980 по 1996 гг. кафедрой руководил заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, почётный работник высшего профессионального образования, академик Международной академии информатизации, доктор технических наук, профессор Лозбинев Владимир Павлович.

С 1996 по 2012 гг. кафедрой руководил заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почётный работник высшего профессионального образования, академик Российской Академии транспорта, доктор технических наук, профессор Кобищанов Владимир Владимирович.

Объявления